17
СЕГОДНЯ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
3 875
ЗА МЕСЯЦ
КОНСУЛЬТАЦИЙ
1 926 835
ВСЕГО
КОНСУЛЬТАЦИЙ

Порядок возмещения ущерба по ОСАГО при ДТП в свете недавних изменений в ФЗ-40.

ДТП - это всегда стресс.

Пожалуй, самое неприятное, что может случиться с автовладельцем — это дорожное происшествие. Но проблем становится гораздо меньше, если у Вас есть оформленный надлежащим образом страховой полис ОСАГО.

Речь, конечно же, идет главным образом о реализации социальной программы обязательного страхования юридических последствий действий автовладельцев, управляющих ТС, то есть о применении на практике полисов ОСАГО.

Итак, каков же порядок возмещения ущерба по ОСАГО?

Упомянутая процедура регламентирована преимущественно ФЗ-40. Закон гласит: вначале страхователю надлежит сообщить при наступлении страхслучаев (то есть автотранспортных инцидентах) о произошедшем в оговоренные соглашением сроки.

На основе собранных полицейскими материалов по автотранспортным инцидентам страховщики принимают решения о наличии или отсутствии страхслучаев и о соответствующих выплатах либо отказе в них потерпевшей стороне.

Стоит заметить, что материалы по транспортным инцидентам могут быть собраны и без участия полицейских. Это допустимо законом, когда:

    - причиненный ущерб касается исключительно имущественных отношений;

    - в автотранспортных инцидентах участвовали два авто и юридические последствия деяний собственников (законных владельцев) застрахованы согласно ФЗ-40;

    - причинение имущественного ущерба, список, степень, тип визуальных дефектов авто не вызывают споров субъектов автотранспортных инцидентов и закреплены в уведомлениях об автотранспортных инцидентах, заполненных водителями машин, причастными к автотранспортным инцидентам, согласно нормативам ОСАГО.

Потерпевшая сторона вместе с заявительными актами направляет страховщикам также правильно оформленные бланки извещений об автотранспортных инцидентах.

Страховщики, прежде чем выплатить страховое возмещение по ОСАГО, вправе назначать независимые экспертизы авто, если в прилагаемой к заявительным актам документации обнаруживаются противоречия касательно характера, степени причиненных авто повреждений.

Особо необходимо подчеркнуть, что законодатель прямо указывает на обстоятельство, что при оформлении материалов автотранспортных инцидентов без полиции потерпевшая сторона не может рассчитывать на покрытие ущерба, превышающего двадцать пять тысяч рублей.

Кроме того, такие потерпевшие не имею прав предъявления страховщикам каких-либо иных требований по этим же инцидентам.

Помимо имущественной компенсации, возмещение вреда может также подразумевать покрытие причиненных физических увечий при автотранспортных инцидентах. Здесь применяются для расчетов нормы гражданского законодательства, а именно: главы № 59. При летальном исходе автотранспортных инцидентов люди, имеющие компенсационные права при потере кормильца могут рассчитывать на сто тридцать пять тысяч российских рублей и на двадцать пять тысяч - для компенсации погребальных издержек.

Страховые компании располагают правом выдвижения регрессных требований к фактическому виновнику инцидента, если:

    - он умышленно причинил ущерб жизням/здоровью потерпевшей стороны;

    - ущерб причинен автовождением в опьяненном состоянии (наркотиками, алкоголем, одурманивающими препаратами);

    - такой гражданин не имел прав автовождения машиной, при использовании которой был причинен ущерб;

    - он не остался на месте автотранспортного инцидента;

    - этот человек не содержится в полисе ОСАГО как допущенное к вождению авто лицо, если соглашение заключено с условием эксплуатации авто лишь указанными в полисе ОСАГО водителями);

    - страхслучаи наступили при эксплуатации виновными авто в периоды, не предусмотренные ОСАГО, если соглашение заключено с условием эксплуатации авто исключительно в периоды, предусмотренные полисами ОСАГО);

    - в момент наступления страхслучаев истекли сроки действия диагностических карт, содержащих данные о соответствии авто обязательным требованиям безопасности авто, автобусов, легковых такси, грузовых автомобилей, предназначенных для пассажирских перевозок, с количеством мест для сидения свыше восьми (кроме водительского места), специализированных автомобилей, предназначенных для транспортировки опасных грузов.

Для определения точных размеров страхвозмещения страховщиками производится осмотр поврежденного авто, а при необходимости — его экспертиза.

При этом, страховое возмещение по ОСАГО рассчитывают:

    - при полной потере имущества потерпевших потребительских свойств - в размерах действительной имущественной стоимости в день наступления страхслучаев. Под полной потерей понимается невозможность ремонта поврежденного имущества или случай, когда стоимость ремонта поврежденного имущества равна или превышает стоимость самого имущества на момент наступления страхслучаев;

    - при повреждении имущества потерпевших - в размерах издержек, требуемых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхслучаев.

ОСАГО позволяет минимизировать финансовые затраты на восстановление ТС после ДТП.

При этом, если потерпевшие произвели ремонт либо утилизацию поврежденного авто до осмотра повреждений страховщиками, то последние вправе отказать им в выплате возмещения.

Если страховщики добровольно не компенсируют потерпевшим причиненный в результате автотранспортных инцидентов ущерб, то происходит взыскание страхового возмещения по ОСАГО через суд. Для этого вся вышеперечисленная документация (включая переписку со страховщиком) передается в суд вместе с исковым заявлением.

При этом, дело рассматривается в гражданско-процессуальном порядке, а это значит, что каждая сторона должна будет доказывать свою позицию. Следовательно, чтобы доказать, что страховщиками были представлены неверные экспертные данные, потерпевшим необходимо будет за свой счет произвести еще одну независимую экспертизу либо убедить суд сделать это от своего имени.

А теперь еще раз перечислим документы для возмещения по ОСАГО:

    - протоколы осмотра мест автотранспортных инцидентов, авто (вместе со схемами дорожных инцидентов), составленные сотрудниками полиции,

    - справки ГИБДД об инциденте,

    - материалы осмотров по фактам автотранспортных инцидентов, произведенных без участия полицейских (бланки извещений об автотранспортных инцидентах),

    - заявления потерпевших (если речь идет о судебном процессе, то иски),

    - копии личных документов водителей (паспорта, водительского удостоверения),

    - копии свидетельств о регистрации авто,

    - копии карточки прохождения ТО авто(или диагностическая карта).

      Компенсация причиненного ущерба имеет также свои варианты. Так, прямое возмещение вреда по ОСАГО подразумевает, что потерпевшие обращаются напрямую к страховщикам. Это возможно, если одновременно:

        - причиненный ущерб касается лишь имущества;

        - в автотранспортных инцидентах участвовали два авто и ответственность собственников (законных владельцев) застрахована согласно ФЗ-40.

      Однако такая компенсация причиненного имущественного ущерба не мешает потерпевшим впоследствии обратиться к этим же страховщикам с требованием о возмещении физического вреда, причиненного в результате тех же самых автотранспортных инцидентов их здоровью, жизни, если на момент прямого возмещения они не знали о наличии таковых.

      Каковы же сроки выплаты возмещения?

      Получение страхового возмещения - как итог всей бумажной волокиты.

      Законодатель предоставляет страховщикам тридцать дней (именно в пределах этого срока они должны рассмотреть поступившие от потерпевших заявления и выплатить страхвозмещение либо мотивированно отказать в нем). При просрочке финансового обязательства на страховщиков возлагается материальная гражданская ответственность в виде пени за каждый просроченный день в размерах 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

      А теперь как производится калькуляция ущерба при ДТП.

      Как уже было сказано выше, все зависит от степени повреждения авто. Если оно вообще не подлежит ремонту, то возмещается полная стоимость авто на момент инцидента. Если же авто еще возможно восстановить, то оплачиваются необходимые ремонтные работы. При этом, сюда же относят издержки на материал, запчасти, требуемые для восстановительного ремонта. Размер таких издержек определяется с учетом износа комплектующих изделий, заменяемых при восстановительном ремонте, в порядке, установленном российским Правительством. Для указанных комплектующих изделий не может фиксироваться износ более восьмидесяти процентов их стоимости.

      Изменения в процедуре выплат страховых возмещений по ОСАГО в 2014 году.

      В настоящее время Госдумой уже рассматрен и утвержден законопроект, вносящий изменения в ФЗ-40. И нет никаких оснований предполагать, что он не будет подписан Президентом РФ в самое ближайшее время. Эти изменения предполагают внесение некоторых изменений в области возмещения и оценки ущерба по ОСАГО. Законопроект уже принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Дело осталось только за подписанием его Президентом РФ. По словам законотворцев, этот законопроект нацелен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение ущерба, причиненного их имуществу, жизни, здоровью при использовании авто. Исходя из положений пояснительной записки к законопроекту, принятие указанного закона позволит модернизировать инфраструктуру ОСАГО, улучшить качество услуг по социально значимому виду страхования, повысить культуру страхования путем эффективного регулирования таких правоотношений, увеличения степени прозрачности деятельности по ОСАГО. Это, по мнению законодателей, в целом будет способствовать повышению доверия к российскому страховому рынку. Пожалуй, наиболее значимым нововведением можно считать поправку об увеличении размеров компенсации ущерба при фиксации автотранспортного инцидента без участия полицейских до 400 тысяч рублей. Но с условием предоставления фото-, видео-материалов, подтверждающих обстоятельства инцидента.

      Однако касаться это будет лишь Московского, Ленинградского регионов и соответственно — Москвы и Санкт-Петербурга.

      Законопроект вносит также отдельную статью, определяющую порядок проведения оформительных процедур при автотранспортных инцидентах без участия полицейских. Ранее в законе такая процедура предусматривалась, но было непонятно, каким образом она должна проходить.

      Вносятся поправки и в статью № 12 рассматриваемого ФЗ. Теперь потерпевшей стороне предоставляется право подавать заявление о возмещении ущерба страховщику, застраховавшего юридические последствия действий ответчика или же при наличии обусловленных законом обстоятельств — страховщику, застраховавшего ответственность самого потерпевшего.

      Детализируется и возмещение физического ущерба здоровью потерпевшей стороны, которое предполагает компенсацию мер, направленных на восстановление здоровья, а также утраченного за время вынужденной нетрудоспособности заработка, то есть фактически - упущенной выгоды.

      Предусматриваются также случаи повторного обращения к тому же страховщику по тем же основаниям, если в результате медицинских исследований, экспертиз выяснится, что причиненный вред (восстановление здоровья) требуют гораздо больших мер, чем предполагалось ранее либо, если в последствии по итогам проведенных исследований потерпевшему была присвоена инвалидность из-за травм, полученных в том же самом автотранспортном инциденте.

      Страховщик должен будет также выплачивать компенсацию за вынужденные дополнительные издержки потерпевшего для восстановления его здоровья, реабилитационных мер.

      Однако при этом общие страховые выплаты за поврежденное здоровье не могут превышать страховой суммы, упомянутой в статье седьмой ФЗ-40.

      Если потерпевший умирает, то право на компенсационные выплаты приобретают его прямые наследники, иждивенцы как при потере кормильца. При этом, размеры такой выплаты увеличиваются до 475 тысяч. А возмещение погребальных услуг остается прежним.

      Отдельно устанавливается срок для принятия заявлений наследников погибшего потерпевшего — 25 дней с момента поступления первичного заявления. Если на момент подачи такового потерпевший был еще жив.

      Если на такую страховую выплату претендуют несколько людей, то общая причитающаяся сумма делится между ними поровну.

      Что касается возмещения имущественного ущерба, то потерпевший по своему выбору может потребовать от страховщика:

        - произвести ремонт поврежденного имущества на выбранной самим потерпевшим СТО;

        - посредством безналичных расчетов путем перечисления страховых выплат на банковский счет потерпевшего;

        - наличным расчетом через кассу страховщика компенсировать причиненный ущерб.

      Еще одно новшество касается возмещения имущественного ущерба при полной гибели имущества. Теперь возмещается не вся рыночная стоимость утраченного имущества, а с учетом вычета цены пригодных к реализации остатков. То есть, если какие-то запчасти, агрегаты авто можно реализовать, то страховщик выплатит лишь стоимость непригодных к реализации частей машины.

      Установлен и максимальный предел пени. Он не может превышать общей суммы причитающихся страховых выплат.

      Кроме того, потерпевший вправе будет требовать с виновных в автотранспортном инциденте лиц суммы компенсации, непокрытые в рамках возмещения ущерба по ФЗ-40.

      Допустимо также будет и применение закона по аналогии к прямому возмещению причиненного ущерба.

      Значительно расширены права регрессных требований страховщиков к виновным лицам. Теперь количество случаев таких требований несколько больше.

      Таким образом законопроект предполагает серьезные изменения ФЗ-40 и правоотношений, определяющих компенсационные выплаты по ОСАГО.

      Читайте также

      Возникли вопросы по этой статье?

      Задайте вопрос нашим юристам и адвокатам. Сэкономьте свое время и нервы.
      Получите квалифицированную бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону.

      Задайте вопрос юристу,
      получите квалифицированный ответ
      и бесплатную юридическую помощь в течение 1 минуты!
      +7()
      например (495) 6895658
      В соответствии с положениями Пользовательского Соглашения и Политикой Конфиденциальности - мы гарантируем полную анонимность всех консультаций