Чарджбэк – механизм возврата платежей по банковским картам. Легко вернуть деньги за оплаченный с помощью банковской карты любой товар или услугу.
Любые покупки в сети интернет связаны с определенным риском. Данные банковской карты могут попасть к мошенникам, списанная со счета сумма может отличаться от цены купленного товара, деньги могут быть списаны дважды и т.п. Собственно, все эти риски присущи оплате картой любых товаров и услуг как в онлайне, так и в оффлайне. Однако существует процедура, с помощью которой можно оспорить платежи, совершенные с карт Visa и Mastercard – это Chargeback (чарджбек).
Что такое Chargeback (чарджбек)?
Chargeback (чарджбек) – это особая процедура оспаривания карточных переводов в платежных системах. Результатом успешного чарджбэка является возврат оспариваемой суммы на карточный счет плательщика. Процедура может быть использована в следующих случаях:
- технический сбой во время платежа, когда сумма была списана со счета, но не дошла до получателя;
- продавец совершил ошибку при совершении платежа (сумма введена неверно, выполнен двойной платеж и т.п.);
- оплаченные товар или услуга не были предоставлены или не соответствуют по качеству;
- был совершена мошенническая транзакция.
Чаще всего чарджбэк используют именно в последнем случае. Речь идет о совершении платежей с использованием незаконно полученных личных данных владельца карты или несанкционированном списании средств. Также часто этот механизм используется в тех случаях, когда у покупателя есть претензии к продавцу, в пользу которого были списаны средства.
Примеры из практики
К примеру, вы находитесь за рубежом и расплачиваетесь картой за какие-то товары и услуги. Продавец, используя ваше слабое владение языком, обманывает вас, списывая со счета сумму, превышающую реальную стоимость продукта. В такой ситуации вы смело можете оспорить такой платеж с помощью chargeback. Однако здесь важно собрать как можно больше доказательств своей правоты.
Еще одним примером использования процедуры может служить ситуация с банкротством компаний, взявших плату за предоставление услуг, но не выполнивших своих обязательств. К примеру, часть обманутых клиентов авиакомпании "Трансаэро", оплатившие билеты банковской картой, через чарджбэк могут вернуть свои средства без подачи исков в суд и лишних нервов.
В последнее время туроператоры и туристические агентства достаточно часто становятся неспособными отправить туристов на отдых по уже оплаченным турам. Причин много: банкротство туроператоров, овербукинг, отмена авиарейсов, мошенничество самих турагентств и т.д. Важно понимать одно - если тур был оплачен банковской картой(даже если в кредит) - у Вас есть практически 100%-ная уверенность в том, что деньги будут возвращены.
Процедура возврата карточных платежей
Для того чтобы вернуть деньги по процедуре chargeback необходимо обратиться в банк, выдавший карту. Это внутрисистемная процедура, инициировать которую может только банк-эмитент, но не сам держатель карты. Следует подать заявление с указанием причин, по которым вы требуете возврата платежа. Это необходимо сделать в срок до 120 дней со дня совершения оспариваемой транзакции.
При этом важно предоставить доказательства своей правоты и того, что вы не смогли урегулировать спор с продавцом напрямую. Это могут быть фотографии, чеки, квитанции, распечатка электронной переписки и т.д. То есть здесь не обязательно предоставлять юридически значимые и заверенные документы. Иной раз достаточно просто написать, что Вы позвонили продавцу, но Вам ничем помочь не смогли. Банк проверит ваше заявление, и если причина возврата будет вписываться в правила международных систем, то будет начата процедура chargeback.
Претензия банка-эмитента отправляется в банк, принимавший платеж, а он, в свою очередь, отправляет претензию получателю платежа. Продавец отвечает на претензию, приложив доказательства предоставления товара или услуги, а также их надлежащего качества. Продавец должен подготовить ответ в течение 45 дней с момента поступления претензии. Если он не успеет ответить, то автоматически происходит списание его средств в пользу покупателя.
В противном случае данные поступают на рассмотрение арбитража международной платежной системы, которая и принимает решение о выполнении чарджбэк или отказе в возврате платежа. Каждая из сторон спора может опротестовать решение арбитража, рассмотрение такой апелляции будет длиться до 75 дней. Однако для того, чтобы ее приняли к рассмотрению, она должна быть серьезно аргументирована.
Нюансы процедуры
Если возврат средств будет одобрен, то продавец должен будет не только перечислить указанную покупателем сумму, но и оплатить все расходы, связанные с процедурой чарджбэк. Это в частности:
- плата за обслуживание платежа;
- комиссия за конвертацию валют (если задействованы разные валюты);
- штраф за чарджбэк.
Следует отметить, что далеко не все мошеннические транзакции удается опротестовать с использованием процедуры chargeback. Если вы не сможете доказать того, что сами не передавали данные карты мошенникам или что транзакция не согласована с вами, то в возврате средств будет отказано. Это же касается и возврата средств за некачественные услуги и товары. Если продавец сможет доказать, что выполнил перед вами свои обязательства, то деньги не будут возвращены.
Для продавца большое количество возвратов через чарджбэк может иметь крайне негативные последствия. В частности, платежная система может оштрафовать его, закрыть счет или запретить принимать к оплате пластиковые карты. Потому chargeback – это крайняя мера, к которой следует обращаться в крайнем случае, когда другие средства не дали результата.
Читайте также
- Банкротство застройщика - еще не приговор. Как вернуть свои деньги?
- Громкие дела с обманом туристов: причины и перспективы. Как туристу вернуть деньги за испорченный отдых в полном размере?
- Банкротство физического лица: тонкости, нюансы и советы.
- У банка отозвали лицензию? Как вернуть свои деньги: инструкция для физических и юридических лиц.
- Что делать после ДТП? В какой срок и какие нужно собрать документы?
- Порядок, процедура и основания для взыскания денег с ММСИС и Миллтрейд.
- Развод с косметикой DESHELI. Как защитить свои права? Как вернуть свои деньги?
- Компенсация за испорченный отдых...или как вернуть деньги за тур с недостатками.
- Что делать в случае банкротства туроператора или турагентства? Жалоба. Иск. Все про страховое возмещение.
- Закон о запрете курения. Где курить больше нельзя? Какие штрафы за нарушение закона о курении?
- Составляем претензию в обувной магазин
- Подарок от банка – кредитная карта. Какой сюрприз ждет потребителя?
- Как можно приобрести гражданство?
- Дело нелегкое - судиться с врачами!
- Нужно ли переделывать доверенность при смене паспорта?
- Грядущие изменения в Гражданском кодексе. Неизвестное будущее или планомерное развитие?
- Вы должник и Вас не пускают за границу? Налоги, алименты, долги и открытое исполнительное производство
- Кодексы РФ. Разграничение ответственности и правоотношения
- Новый термин для пенсионеров - обратная ипотека.
- Пылесосы, создающие проблемы или как не стать обманутым: подробности о Kirby. Как расторгнуть сделку купли-продажи пылесоса Кирби? Советы юристов.
- Признание права и узаконивание самовольных построек. Судебная практика, советы специалистов, пошаговая инструкция.
- Махинации в сфере аренды жилья. Как избежать мошенничества. Советы юристов.
- Понятие преступления с точки зрения законодательства РФ
- Хороший юрист - миф или реальность? Где найти такого?
- Как покупателю обеспечить защиту своих прав при помощи гарантийного срока?
- С недобросовестными торговцами можно бороться при помощи книги жалоб и предложений
- Насколько безопасно питаться в общепите...или
- Насколько законны комиссии, которые банки взимают при оформлении кредитных договоров?
- Как зарегистрировать боевое оружие и как получить право на его владение
- Можно ли подделать почерк? Почерковедческая экспертиза.
- Перед покупкой мобильного телефона...советы юристов и адвокатов
- Советы для тех, кто решил сдать квартиру. Как это делать правильно.
- Расшифровка хитрого языка турагентств. Что делать в случае нарушения условий договора со стороны турагентства?
- Столкнулись с бракованным товаром? Гарантийная мастерская, советы на все случаи жизни.
- Пора отдыхать! Читайте внимательно договор с турагенством! Как отказаться от путевки.
- Страхование вкладов. Вся правда. Юристы объясняют.
- Дайте жалобную книгу - зачем она нужна и как с её помощью наказать нерадивого продавца.
- Как добиться качественного гарантийного ремонта? Правильная претензия и случаи замены товара.
- Обращение в суд. Статьи расходов. Полезные советы от адвокатов.
- Что делать, если банкомат выдал не всю сумму? Советы юристов.
- Насколько легко вернуть в магазин вещь, купленную со скидкой? Защита прав потребителей на вашей стороне!
- Куда жаловаться на плохого адвоката?
- «Дайте жалобную книгу». Как отстоять свои права. Методы борьбы с недобросовестными продавцами.
- Нужно ли сдавать вещи в супермаркете? Случайно разбили товар? Вы должны знать ваши права!
Задайте вопрос нашим юристам и адвокатам. Сэкономьте свое время и нервы.
Получите квалифицированную бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону.